Отзыв одного из владельцев инвентаря за лям:
https://www.facebook.com/vladimir.gorlatch/posts/1534890463272144
Не я все понимаю. Что ссытся маслом - это ок. Что проводка трется - это норм. Что мост криво - ну извините глазомер подвел...
но ОДНА ГАЙКА на амортизаторе - это абсолютный беспредел, причем на выставочном фото тоже одна гайка.
Ответ для Владимир Горлач (Горлач Владимир)
Владимир, ваши эмоции понятны, но их форма, количество и терминология несколько не соотносятся с образом мужчины, увлеченного автоспортом. Думаю, будет честно, если этот ответ вы также опубликуете у себя в ленте, чтобы мы были в равных условиях, а аудитория получила шанс узнать вторую точку зрения.
Вашему посту предшествовал телефонный разговор с директором DK Racing Глебом Васильевым, в котором вы согласились с тем, что наши сотрудники приезжают в Воронеж, забирают вашу машину, привозят в Москву, разбирают до последнего болта у нас на базе, устраняют все недочеты по гарантии, устанавливают все обновленные на данный момент узлы – с момента сборки вашей машины мы продвинулись намного дальше и электрикой, и с тормозной системой. То есть, все те улучшения, которые мы наработали за последние полгода, мы договорились вам установить. Вы согласились. И после этого вы публикуете свой пост. Заметьте – мы не перекладываем на клиента проблемы сырого продукта – много ли вы знаете компаний, которые на гоночную технику дают гарантию 1 год?
Ничего криминального и непоправимого мы в вашей публикации не увидели. Ошибок в конструкции или еще каких-то недочетов инженера здесь нет. Есть человеческий фактор, определенные недоработки, халатность и незавершенные механиком работы. Ниже мы всё прокомментируем по пунктам, но прежде хотел бы сказать, что если вы озадачились целью потопить проект «Шорткат», то у вас не получится. Если цель в том, чтобы заставить нас работать над качеством, то мы признательны за участие, но работаем над ним уже давно, и каждый новый выпущенный автомобиль становится немного лучше предыдущего. Если была задача остановить продажи, то это тоже не сработало, а если бы они и встали, то мы не много бы потеряли – сдавать автомобили в аренду намного эффективнее в финансовом плане, чем их продавать (об этом говорит наш опыт в REC и наши планы по созданию моносерии с арендой «Шортката» в районе 100 000 рублей за этап).
Это мелкосерийное производство, а не конвейер. Хотя даже крупные автопроизводители постоянно проводят отзывные кампании, и все мы знаем, что новые модели – «сырые» и страдают «детскими» болезнями. В вашем драматичном выступлении есть одна основополагающая ошибка: объект атаки – автомобиль, а не люди, которые плохо его обслужили. «Шорткат» стал великолепным трек-тулом, это подтверждают десятки тест-драйвов журналистов и клиентов, а также ваши собственные слова (в том числе в сюжете на «НТВ»).
Мы знаем, что вас читает наша целевая аудитория и люди, которые планируют приобрести «Шорткат». В комментариях мы видели и тех, кто даже не ездил, но написал в стиле «ох, какая жаль, а я хотел купить, какое разоблачение». Не думаем, что этот пост вам кто-то заказал, ведь вы и так хорошо зарабатываете на продаже комбайнов и разбрасывателей органических удобрений. Хотя и не думали, что будете использовать эту технику против нас… Мы отвлеклись. Так вот, после вашего поста за два дня на нас подписалось около 30 человек, и мы получили еще 3 заявки на сборку новых автомобилей. Клиенты, которые планировали покупку, общаются с нами напрямую, мы признаем свои недоработки и показываем, что с каждым новым автомобилем качество растет – это естественный путь для молодой компании. За полгода поднять культуру производства с нуля очень сложно, люди в теме это понимают.
Главной причиной описанных вами проблем является халатность мастера и неготовность цеха к мойке автомобиля. С человеком мы будем разбираться своими методами, о которых писать не будем, руководствуясь пятой поправкой. Относительно цеха – с прицелом на растущее количество владельцев «Шорткатов» и будущую моно-серию Shortcut Cup 2018 сейчас мы создаем отдельное подразделение по обслуживанию автомобилей. Там будет подъемник, а также возможность мыть и сушить автомобиль не только сверху.
Судя по комментариям, всё ещё многие не понимают, как устроено мелкосерийное производство, поэтому с ноября мы будем проводить дни открытых дверей. В принципе, мы в этом режиме и так работали все эти месяцы – к нам свободно приезжали люди, которым вопрос реально интересен, и которых есть время приехать самостоятельно и сделать выводы. Но теперь будем анонсировать такие экскурсии в DK Racing Garage еще активнее и покажем, как производятся новые «Шорткаты» сейчас. Параллельно с этим мы запустим публичный канал для того, чтобы любой желающий мог посмотреть, как происходит сборка и обслуживание «Шорткатов». Это будут прямые трансляции с производства и еженедельные отчеты. В сентябре мы ездили в Англию и перенимали опыт у аналогичных мелкосерийных компаний – у нас все далеко не так плохо, как может показаться. Там мы поняли, что с нашим уровнем качества мы будем очень конкурентоспособны, когда выйдем на стабильное производство одинаковых автомобилей.
Проблемы с вашим автомобилем это не отменяет – его действительно плохо подготовили в процессе ТО. Это традиционное «и так сойдет», которое становится причиной многих проблем на любом производстве, и я всегда стараюсь жестко пресекать такой подход не только в компании DK Racing, но и в своем бизнесе.
Теперь по пунктам:
1. Контргайка на амортизаторе.
Она не предусмотрена заводом изготовителем амортизаторов. Ваш автомобиль и все остальные «Шорткаты» идут в комплектации с подвеской Protech без контргаек. В нагруженном состоянии трения в резьбовом соединении достаточно, чтобы регулировочная гайка оставалась на месте. Ваша подвеска находится в исправном состоянии и отрегулирована – не рекомендуем при подвешенном автомобиле крутить гайку на амортизаторе, чтобы не сбились настройки.
2. Трёт провод.
Провода не просто так находятся в термоизоляции. Не понятно, что должно произойти, чтобы эта часть проводки перетёрлась о гладкую алюминиевую трубку.
3. Короб проводки.
Конструктивная недоработка. На последующих машинах она была исправлена.
4. Болты на суппортах.
Производитель суппортов – «Автоваз» – использует оба типа данных болтов. Видимо суппорта на вашем автомобиле были из разных партий. Ошибка механика в том, что при установке детали, он не обратил на это внимание.
5. Течь тормозных бачков.
Мы не уверены, что это именно течь – судя по вашему видео, на пальцах масло, которое не было смыто при проведении ТО. Шланги тормозных цилиндров – сухие (и да, это именно шланги, такие же шланги стоят гоночном прототипе Ligier JS51). Герметичность цилиндра сцепления нужно проверить дополнительно.
6. Течь мотора и КПП.
На видео вы снимаете остатки масла на кронштейне генератора и колоколе КПП. То, что мы не мыли машину снизу после последнего вашего выезда – это наша недоработка. На машине менялась текущая прокладка поддона и трубка системы вентиляции картерных газов, остатки старого масла не были убраны.
7. Редуктор.
Редуктор действительно ставится с помощью герметика. К сожалению, добиться герметичности иным способом невозможно. На вашей машине после первого этапа REC 15 июля чулок моста был заменён в сборе, скорее всего механик проводивший работу неаккуратно решил «исключить возможность протечки». Это наша ошибка, уже проведена работа по повышению качества производства этой детали. Течи переднего сальника редуктора и сальника полуоси по видео мы не видим.
8. Заднее крыло.
Ошибка нашего механика – под болтом должна быть шайба.
9. Сходразвал.
Подвеску, после настроек под вашим руководством и фразы: «оставляем так, машина классная» на Moscow Raceway никто не трогал и уверяем вас, что сама она на стоящей машине не раскрутилась. Сходразвал был выставлен до трек-дня на МРВ, в процессе трек-дня мы настраивали подвеску по вашим комментариям, и когда вы сказали, что управляемость устраивает.
10. Вмятина на поддоне.
Слегка подмятый поддон – следствие вылетов с трассы во время первого этапа REC. На работоспособность автомобиля никак не влияет, но болт мы должны были заменить сами.
11. Не подключенный датчик.
На одной из фотографий вы показываете неподключенный датчик. Это датчик включения задней передачи на КПП. Мы его не используем. Он установлен на КПП заводом изготовителем и служит в качестве заглушки.
Это, что касается технической стороны вопроса.
Комментарии «экспертов», конечно, очень умиляют и не очень хочется обращаться к ним, но скажу: мы развиваем культуру мелкой серии, в России это не очень просто, если вы за полгода сделаете лучше, мы будем только рады и будем у вас учиться. А пока вы не сделали ничего своего, не получается воспринимать такие комментарии всерьез.
Серийное производство это сложный процесс. Из каждой ошибки мы делаем выводы и каждый день становимся лучше. Нам за несколько месяцев надо пройти путь, на который у других компаний уходят годы. Но мы в любом случае его пройдем, нравится вам это или нет. Если после ваших трудов от нас кто-то отвернется, значит, наш продукт станет еще более «клубным», ведь мы видим у вас в комментариях тех, кто ситуацию понимает и нас поддерживает.
Михаил Даев, основатель компании DK Racing