История разработки января

ncsa.ar

Завсегдатай
Регистрация
14.03.2011
Сообщения
748
Лайки
3
#1
Всем привет
Ковыряясь в январе, на форумах, заметил что есть некоторый круг лиц которые весьма подкованы - не просто на уровне хелпа к ЧТП, а знают внутреннюю механику работы ЭБУ и прошивок, технические подробности реализации, из чего можно сделать вывод о том что либо они принимали непосредственное участи в разработке января 4/5, либо были приближены к ним.

В частности, на слуху такие господа как:
--------------------
Лагерь LS

maxi (ну конечно)
профессор
-----------------
Лагерь TRS

Andy Frost
Shtep
------------------------------------
Лагерь CTT / SPT

UncleSam
Сергей Сапелин
Алексей Михеенков (ALMI)
-----------------------------------
Предположительно разработчики

Гирявец Александр Константинович
Дударь (Дмитрий Борисович?)

--------------------------------
Непонятно
Казимир Алмазов (Алексей?)
Паулюс

+кто-то (ваши предложения?)

Вопрос не деанонимизации, просто хочу понять кто они, уровень отношения к процессу серийной разработки, влияния на продукт 5.1-41; (авто-)биографический очерк.

Прочие общие вопросы.

0) Место рождения января. (Квант?)
___а) Что сейчас с Квантом.
1) Кто стоял у истоков появления января-4-5 как устройства
2) Кто автор(-ы) первых серийных прошивок
3) На каком языке писали разработчики (С или ASM)
4) Кто собственно придумал/решил использовать алгоритм "в лоб" по расчету циклового наполнения и цикловой топливоподачи. (я понимаю что Гирявец тут причом, но дайте еще инфы!)
5) Каким образом образовались организации вида НПП НТС (и другие) почему они сразу владели отработанными технологиями по диагностике и работе с инжектором.
6) Кто первый создал несерийное ПО (скомпиленное на стороне), что это было за ПО и зачем и для кого.
7) Почему вообще несерийное ПО разделилось в итоге на три направления (LS/TRS/SPT), следствием чего это является?:
___а) ограниченного инсайдового слива исходных кодов наружу ИЛИ
___б) сами же разработчики сделали альтернативу, потипу копипасты ИЛИ
___в) реального реверс-инжиниринга, которое продуктивно осилили только эти три лагеря.
8) Является ли правдой то что стоковые прошивки изначально поддерживают все К-Лайн команды инженерного ЭБУ, просто стандартные блоки урезаны и аппаратно не поддерживают их?
____а) Что было разработано первым - я5 инженерник или я5 аля "из магазина", или принцип инженерника "вколхозили" в обычный январь уже потом.
9) Насколько сейчас секретны/защищаются реальные исходники (стокового ПО).
10) ЭЛКАР vs ИТЕЛМА. Почему две похожие организации, компаньоны или враги?
11) Почему флешка двойного размера
12) Кто догадался использовать второй сегмент флешки для двухрежимок
13) Двухрежимки есть разного типа - как переклюк сегмента флешки и как продолжение КУВТ и пар калибровок для разных длин впускных труб. Где находится этот второй набор калибровок?
14) Как выкатывал стоковые калибровки АвтоВАЗ (ну или та организация которая их делала). Чем пользовался, каким софтом, какой методикой, ведь это врядли тогда существовали J5OLT и хелп от ЧТП.
15) Книга Гирявца была написана - до или после января? (или ДЛЯ января).

+) любые подробности реализации, кардинальных выборов, политических решений, которые повлияли на привычный нам январь, почему он именно в таком виде а не в другом.

В общем просьба к тем кто знает и готов поделится инфой, отписать что-нибудь в теме либо если информация "стремная" и не для паблика, плиз в личку, разумеется я ее распространять не буду, просто хочу разбираться "для себя".
 

PauL

Абориген
Регистрация
30.09.2011
Сообщения
1,101
Лайки
5
#2
Очень интересная тема.
У меня при анализе серийных прошивок возникает ощущение, что каждую прошивку делал новый человек с нуля, т.к. очень мало похожих параметров. Например, разделы Пуск (где пусковой период 30, где 2, где 1,75), ХХ (например жесткость регулятора), отключение топливоподачи (где задержка 1с, где 0,5с, где 5с)). Должны же быть какие-то оптимальные и похожие параметры, а по факту - игра в рулетку.
Как некоторые предполагают - двойной размер флешки нужен для возможности установки ГБО и, соосветственно, для переключения прошивок бензин/газ.
 

PauL

Абориген
Регистрация
30.09.2011
Сообщения
1,101
Лайки
5
#3
ncsa.ar, а в личку Макси не писал с просьбой отписаться в теме?
 

cerber1

Старожил
Регистрация
03.03.2011
Сообщения
3,434
Лайки
40
Адрес
Волгодонск
#5
Даже страшно представить, что сейчас начнется...:)

+1 автору, тоже очень интересно все узнать
 

F.LIZ

Партнер форума
Регистрация
22.03.2011
Сообщения
11,344
Лайки
612
Адрес
Россия, Москва, ЦАО, Якиманка
#6
Интриги, скандалы, расследования.
Тянет не курсовую журналиста, но не более.
Знающие правду, ее не расскажут. Нет мотива, да и там где конкуренция, правды нет никогда.
Мне, например, рассказывали почему и как возник софт ТРС.
История выглядит логичной, но подтверждать прилюдно ее не станкт. Копание в старом белье никому не интересно из ее участников.
 

F.LIZ

Партнер форума
Регистрация
22.03.2011
Сообщения
11,344
Лайки
612
Адрес
Россия, Москва, ЦАО, Якиманка
#7
Очень интересная тема..
И на что в качественных показателях влияют ответы на вопросы?
Интерес на уровне чтения желтой прессы. Потому что если указанные люди начнут выступать, начнется склока.
Выхлоп то какой? Открываем музей Января? ;)
 

PauL

Абориген
Регистрация
30.09.2011
Сообщения
1,101
Лайки
5
#8
И на что в качественных показателях влияют ответы на вопросы?
Интерес на уровне чтения желтой прессы. Потому что если указанные люди начнут выступать, начнется склока.
Выхлоп то какой? Открываем музей Января? ;)
Ну взаимоотношения между разработчиками альтернативного софта можно опустить. А вот история разработки, почему сделали именно так, как появился альтернативный софт и т.п. очень даже интересно. И интерес не в виде "скандалов, расследований", а с технической точки зрения.
 

ncsa.ar

Завсегдатай
Регистрация
14.03.2011
Сообщения
748
Лайки
3
#9
тут, разумеется, крайне приветствую политкорректность и уважение. Скелеты в шкафу это конечно интересно, но есть общие исторические вопросы которые не затрагивают ничью сферу интересов.
 

Phant0m

Абориген
Регистрация
21.05.2009
Сообщения
1,072
Лайки
5
Адрес
Санкт-Петербург
#10
Ты ещё добавь в этот список Корвет 4.5 это тот же январь 5.1.
И ещё Микас 7.6 тот же январь 5.1.
Отличаются только софтом.
 

FoxxTver

Местный
Регистрация
17.09.2013
Сообщения
481
Лайки
1
Адрес
Тверь
#11
Ты ещё добавь в этот список Корвет 4.5 это тот же январь 5.1.
И ещё Микас 7.6 тот же январь 5.1.
Отличаются только софтом.
да про январь то пока всё загадачно а ты про корвет и микас ещё вспмнил
 

mnemonik

Местный
Регистрация
04.06.2014
Сообщения
1,039
Лайки
378
#12
А давайте оживим топик, тема ведь уж очень интересная, хоть уже и в прошлом многое. Вот несколько интересных цитат из книги высокой мысли пламень:
Для разработки конструкции форсунки и подготовки её производства ПОРИА заключило договор с ПОЗИМ (завод им. Масленникова, г. Самара), а по контроллеру – с московской фирмой НПП Элкар.
Элкар – это бывшая лаборатория НАМИ во главе с начальником этой лаборатории А. Гирявцом, взявшая в аренду в институте два автоматизированных моторных бокса, предназначенных для разработки алгоритмов управления двигателем. Эти два бокса были оснащены новейшим по тем временам газоаналитическим оборудованием и управляющей ЭВМ, закупленными Минавтопромом незадолго до известных событий 1991 года. Преследовалась цель создания центральной отраслевой лаборатории по разработке алгоритмов систем управления двигателем для выполнения в отрасли надвигающихся на Европу норм токсичности США-83 (Евро-1). К тому времени лаборатория выполнила массу исследований по научному плану НАМИ в области управления рабочим процессом. Гирявец разработал научную теорию автоматического управления двигателем, защитил кандидатскую диссертацию и выпустил монографию под тем же названием. Эту лабораторию отыскал руководитель ПОРИА Ю.Михеев и показал её Кокотову, после чего тот согласился заключить второй (после Авангарда) договор с ПОРИА по контроллеру и форсунке.

Кстати, этот контроллер получил название Январь, а история здесь такая. Терентьев зашёл как-то к нам в бюро и в разговоре о том, как идут дела по разработке контроллера, сказал: «Дали бы имя какое-нибудь своему детищу, что ли».
Мы подумали – почему бы и нет? Сразу определили ограничения – название
должно быть скромным, простым по звучанию и нейтральным.
После недолгих споров приняли мой вариант названия – Январь.

Разработка контроллера на компонентах фирмы Thomson и микроконтроллере фирмы Siemens получила название Январь-2.На
переговорах в Москве фирма Thomson передала нам около десятка комплектов микросхем для испытаний и оценки, которые
мы пустили на изготовление первых образцов контроллеров Январь-2. Однако вскоре фирмой Thomson был предложен комплект новых, только что разработанных микросхем. В результате чего образцы контроллеров Январь-2 даже не испытывались, а быстро был разработан Январь-3. На контроллере Январь-3.1 начались калибровочные работы.


Разработка ПО (по сути – перевод программы с двухпроцессорного варианта на однопроцессорный) велась совместными усилиями в Москве, на Элкаре, поскольку документации на алгоритмы не существовало. С. Шпилёв и Ф. Гаджиев совместно с В. Муравлёвым (Элкар) и А. Бановым (ПОРИА) под руководством А. Гирявца два месяца сидели в боксах Элкар и писали базовое ПО для контроллера Январь-3.
Базовое ПО – это синхронизация, ввод/вывод, выбор режимов, расчёт циклового наполнения и топливоподачи, регулятор кислорода, регулятор холостого хода. Управление зажиганием, в том числе гашение детонации, решили делать вазовское, поскольку у нас имелся достаточный опыт. Первое описание алгоритмов контроллера Январь-3.1 было сделано А. Бановым (ПОРИА) с помощью А. Гирявца.
Уже в процессе калибровочных работ пришлось сделать ещё одну доработку аппаратного обеспечения контроллера – внесение в схему энергонезависимого запоминающего устройства (EEPROM) для хранения кодов иммобилизатора.
Этот доработанный вариант получил название Январь-4. Разработку ПО диагностики и иммобилизации я поручил перешедшему к нам в то время из отдела функциональных испытаний Д. Дударю.
Контроллер Январь-4.1 пошёл в серийное производство. Производство было организовано на НПО Квант, г. Зеленоград и на ПТО ВАЗа.
Система управления двигателем с контроллером Январь-4.1 была внедрена в 1995 году на автомобилях Самара и 2110.

Следующим этапом нашей работы стало внедрение контроллера Январь-5.1 – отечественного аналога М 1.5.4 по функциям, присоединительным размерам и разъёму. Конструкцию контроллера и схемотехнику разработал Элкар, программное обеспечение – ВАЗ. Инициатива по его внедрению принадлежит Элкару. Дело было так. Работы на ВАЗе по калибровке ЭСУД с контроллером М 1.5.4 шли полным ходом, когда приехали А. Гирявец и Л. Сакулин и привезли конструкцию своего перспективного контроллера. Его конструкция коренным образом отличалась от конструкции контроллеров Январь– 4, М 1.5.4 и МР 7.0. Силовые микросхемы контроллера устанавливались не на теплоотводящие элементы конструкции контроллера (радиаторы), а прямо на печатную плату.
Плата прижималась к корпусу контроллера, обеспечивая отвод тепла от теплонагруженных микросхем через металлизированные отверстия в фольгированном стеклотекстолите. Тем самым конструкция контроллера резко упрощалась, а если учесть, что все элементы контроллера установлены на одной стороне печатной платы, то сокращались и производственные затраты на сборку и пайку. Сначала у нас были опасения, что силовые микросхемы будут перегреваться, но разработчики нас уверили, что эксперименты подтверждают достаточную теплопередачу от силовых микросхем корпусу. Конструкция была чрезвычайно перспективной. Во-первых, это конкуренция
фирме Bosch; во-вторых – шаг вперёд в технологии производства контроллеров; втретьих – затрат на ПО и калибровку почти никаких, они просто переносятся с контроллера М 1.5.4 на новый контроллер. После переговоров Мирзоев дал добро на заключение договора на подготовку Управление главного конструктора АВТОВАЗ: «Высокой мысли пламень (Часть третья)» производства при условии, что производителем и поставщиком контроллера будет одно из предприятий бывшего Минавтомпрома (к примеру, калужский завод Автоэлектроника). Так появилось совместное предприятие НПП Элкар и АОАвтоэлектроника –ООО НПП Автэл, начавшее выпуск контроллера Январь-5.1. С 1999 года он начал устанавливаться на автомобили Волжского автозавода, а к 2000 году был распространён на все автомобили ВАЗ (кроме Нивы) под нормы токсичности Евро-2. Учитывая, что контроллер Январь-5.1 был дешевле М 1.5.4, АВТОВАЗ получил дополнительное сокращение затрат. В 2000 году московская фирма Вист-Сервис предложила ВАЗу свои услуги по
производству контроллера Январь-5.1. Вернее, его модернизированного двойника, поскольку от начала разработки Января-5.1 прошло три года и на рынке появились новые элементы, не меняющие суть контроллера, но позволяющие использовать имеющиеся ПО и калибровки. И в 2001 году фирма Вист-Сервис (позднее НПО Итэлма) начала выпуск контроллера ВС-5.1 и его поставку на ВАЗ.
 

mnemonik

Местный
Регистрация
04.06.2014
Сообщения
1,039
Лайки
378
#13
Хм, а вот еще интереснее:
Выше было рассказано только о контроллерах, внедрённых в серийное производство. Но почти столько же конструкций, разработанных и изготовленных в нашем бюро, до производства не дошло. Это контроллер Январь-5.0, разработанный на элементной базе фирмы Bosch и предназначенный для производства на СПБош-Саратов. Это контроллеры Январь-6 для центрального впрыска топлива, Январь-8 для 8- канальной системы зажигания (по 2 свечи на цилиндр с независимым управлением каждой свечой), контроллер системы управления двигателем с двухтопливным питанием газ-бензин. Все эти контроллеры были разработаны на базе одного процессорного ядра с 8- разрядным микроконтроллером С509 фирмы Siemens и отличались только периферией. Особняком стоит целое семейство контроллеров Март на базе 32-разрядных микроЭВМ фирмы Motorola с ионной диагностикой в искровом промежутке свечей зажигания. С помощью такой диагностики существует принципиальная возможность исключить сразу несколько датчиков системы управления двигателем: неровной дороги, фазы, детонации и кислорода. Причём с одновременным улучшением диагностики пропусков сгорания, вялого сгорания и детонационного сгорания, а также индивидуального управления составом топливной смеси в каждом цилиндре. Но тут требовалась разработка не только новых контроллеров, но и новых катушек зажигания с элементами ионной диагностики.
 

mnemonik

Местный
Регистрация
04.06.2014
Сообщения
1,039
Лайки
378
#14
код АВТОВАЗ код «ЭЛКАР» Код ОКП Наименование Примечание
2112-1411020-41 261.3763 000-01 45 7311 1223 ЯНВАРЬ-5.1 5А
2111-1411020-61 261.3763 000-02 45 7311 1224 ЯНВАРЬ-5.1 3С, 4С
2123-1411020-01 261.3763 000-03 45 7311 1225 ЯНВАРЬ-5.1 20С
21231-1411020-01 261.3763 000-04 45 7311 1226 ЯНВАРЬ-5.1
21233-1411020-01 261.3763 000-05 45 7311 1227 ЯНВАРЬ-5.1
21203-1411020-01 261.3763 000-06 45 7311 1228 ЯНВАРЬ-5.1
2104-1411020-01 261.3763 000-07 45 7311 1229 ЯНВАРЬ-5.1.3 26А
1118-1411020-01 261.3763 000-08 45 7311 1231 ЯНВАРЬ-5.1 К3
11183-1411020-01 261.3763 000-09 45 7311 1232 ЯНВАРЬ-5.1 К4
2111-1411020-71 261.3763 000-10 45 7311 1233 ЯНВАРЬ-5.1.1 11С, 13С
2112-1411020-71 261.3763 000-11 45 7311 2067 ЯНВАРЬ-5.1.2 7С
11185-1411020 261.3763 000-12 45 7311 1424 ЯНВАРЬ-5.1 C9
21067-1411020-01 261.3763 000-13 45 7311 1553 ЯНВАРЬ-5.1.3

Вот еще разработки элкара, видимо делали отдельный Я5 для нивы и 2-литрового двигателя 21203, но в серию видимо не пошло
 

mnemonik

Местный
Регистрация
04.06.2014
Сообщения
1,039
Лайки
378
#16
F.LIZ, я же написал, "Вот несколько интересных цитат из книги высокой мысли пламень", а табличка с сайта элкара, ну это собственно понятно.
 

mnemonik

Местный
Регистрация
04.06.2014
Сообщения
1,039
Лайки
378
#17
"Высокой мысли пламень", авторы: Коллектив авторов Управление главного конструктора АВТОВАЗ,
Книга подготовлена к печати литературно-издательской группой ДТР ОАО «АВТОВАЗ », Рук. группы Г. В. Маслов
Текст, иллюстрации, вёрстка – студия WALEX.
Под общей редакцией Н. М. Головко
Редакторы П. М. Прусов и Г. К. Мирзоев

Конкретную ссылку дать не могу, но лежит на всех электро библиотеках рунета, драйве, и т. д., по названию мильены ссылок в гугле.
Вообще, интересующимся тазоисторией советую почитать, местами крайне любопытно.
 

induke

Модератор
Команда форума
Регистрация
13.12.2009
Сообщения
29,303
Лайки
3,330
#18
вот вам стиль работы наших инженеров
Во-первых, это конкуренция
фирме Bosch; во-вторых – шаг вперёд в технологии производства контроллеров; втретьих – затрат на ПО и калибровку почти никаких, они просто переносятся с контроллера М 1.5.4 на новый контроллер.
то есть своровали у боша и типа теперь мы его конкуренты.
бони и клайд берут кредит.......
 

mnemonik

Местный
Регистрация
04.06.2014
Сообщения
1,039
Лайки
378
#19
Ну скорее контракты это предполагали, бош бы не стал сотрудничать, да и вонь бы поднял, если б внаглую чего воровали. А использовать наработки, опыт полученный в процессе работы с бошем, - тут уж не запретишь, да и не зазорно.
А конкурент у боша все равно должен быть, просто вместо джиэма стал элкар и автэл, нельзя быть зависимым только от одного поставщика, да и по ценам я думаю бош стал более сговорчивым,
 

Maxi

Старожил
Регистрация
07.01.2008
Сообщения
15,833
Лайки
3,122
Адрес
Москва
#20
вот вам стиль работы наших инженеров

то есть своровали у боша и типа теперь мы его конкуренты.
бони и клайд берут кредит.......
от индюк сразу видно что ты книжку не читал.

как раз там был вполне себе уровень! 2 человека за неделю адаптировали софт января-4 на контроллер бош. в итоге на боше стоял НАШ софт! нашими инженерами написаный. в результате стоимость контракта была сильно снижена - поскольку покупалась только "железяка"...
январь-5.1 был следующим стейджем - когда железяка импортозамещалась. - софт почти тот же.