кроме этого работает эффект размера.
линейный рост цилиндра в 2 раза приводит к росту объема в 8 раз. а рост сечения каналов в 4 раза.
если сделать клон тазо мотора но увеличить линейно в 2 раза. его объем будет 1,6*8=12,8 литров.
однако предел по скорости потока в каналах наступит примерно при в 2 раза меньших оборотах 3тыс вместо 6. для стока.
(причина сечение каналов в 4 раза растет, а объем пропускаемого воздуха в 8 раз. то есть сечение хуже в 2 раза)
поэтому все крупные двигатели малооборотистые. зато выше КПД. т.к. выше адиабата. ибо выше отношение объема камеры сгорания к ее площади.
обратная сторона эффекта масштаба: двигатели мотоциклов и двигатели гоночных машин. они все имеют низкий объем цилиндра. и рабочий объем достигается ростом количества цилиндров. 8-12 цилиндров для мощных авто.
причины те же. эффекты те же. только в сторону уменьшения.