О затяжке шатунных болтов.

aleksey55

Завсегдатай
Регистрация
10.06.2013
Сообщения
791
Лайки
50
#1
Немного о шатунных болтах, а точнее, о моменте затяжки этих болтов.
Тех, которые Приора, и на которых написано КХ1 120.

Мануал говорит, что затягивать их следует 20 Нм,
плюс доворот 135 гр.
Интернет говорит, что с таким доворотом эти болты или обрываются, или плывут до неприличия.

Маленькое отступление:
кто-нибудь тянет ГБЦ по мануалу 20 - 80 +90 +90 ?
С такими доворотами болтам гарантированно приходит этот, как его…

Более-менее подробной информации я не нашел,
кроме как «затянул в 35 и катаюсь…».
Пришлось самому досконально изучить этот вопрос.
И теперь предоставляю вам самую достоверную информацию, которую получил сам, своими руками и глазами.

Я разобрал восемь шатунов,
Четыре из которых новые 21179, купленные в Мета-S,
И четыре из мотора 21126, в который еще никто не лазил.
Все болты открутились со щелчком при 50 – 60 Нм (прилипли).
Но если затянуть их обратно по меткам, то момент при этом составил 40 – 45 Нм.

Теперь шатуны вытащены из мотора и у нас в руках.

Шатун без вкладышей:
Ставим на него крышку, вкручиваем болты руками, поправляем крышку, чтоб нашла свое место.
Затягиваем болты 20 – 30 Нм, чтобы крышка «прилипла» к своему месту.
Отпускам болты совсем.
Теперь закручиваем их от руки до упора и ставим метку.
От этого места до нужной затяжки 135 градусов.
Протягиваем 20 Нм, теперь до расчетной затяжки остается 80 градусов.
Дырка в нижней головке при этом на 0,08 – 0,10 мм больше, чем должна быть.
Протягиваем до расчетной точки, момент при этом составляет 40 – 45 Нм,
дырка в нижней головке принимает свой правильный размер (46,60 – 46,61 для шатуна 21179)

Шатун с вкладышами:
Закручиваем руками, поправляем, подтягиваем руками, затягиваем в 20 – 30 Нм и аккуратно отпускаем, чтобы крышка не «отлипла» от шатуна.
Закручиваем от руки.
От этого места до расчетного 180 градусов.
Протягиваем 20 Нм.
При этой затяжке вкладыши уже обжаты,
и до расчетной точки остается 80 градусов.
Когда докрутите до нее, усилие составит 40 – 45 Нм.

Всё.

Может быть у кого-то есть другое понимание этого действа,
но я думаю, что это правильно,
потому что так закручивает изготовитель.

Все болты при всех этих манипуляциях не вытянулись нисколько.
По крайней мере они свободно от руки закручивается на всю длину в шатун без крышки и даже имеют зазор в резьбе, т.е. шаг резьбы на болтах не изменился,
а длина как была 53,1 - 53,2 мм (со шляпкой), так и осталась.

Спасибо всем за внимание,

С вами был Хоттабыч (алексей55)
 
Последнее редактирование:

piranie

Новичок
Регистрация
22.03.2018
Сообщения
2,314
Лайки
872
#2
по поводу гбц так тянется 8 клоповая гбц с болтами м12. но я тяну всегда только 1 доворот на 90 градусов - это про болты м12. примечание если вы блок с болтами м12 накрыли 16-кл. головешкой тоже тянете 20-80-доворот на 90 гр. один. два доворота этой гбц точно не к чему. далее блок с болтами м10. тянется по мануалу 20 нм. плюс два доворота по 90 градусов. второй доворот делаю 60 градусов. чую что 90 многовато. пока проблем нет. по поводу приоро болтов если которые завод 120. то тяну в два приема с одинаковой скоростью закручивания. сначала 20 нм. потом 40 нм. если другие такие же болты без 120. надписи. сначала 20 нм. потом 37 нм. конечно доворот в 135 градусов очень много возможно в мануалы ошибка закралась и надо не 135 градусов а 90. но это только для 120 болтов . другие могут уже на 90 поплыть.
 

aleksey55

Завсегдатай
Регистрация
10.06.2013
Сообщения
791
Лайки
50
#3
по поводу гбц так тянется 8 клоповая гбц с болтами м12. но я тяну всегда только 1 доворот на 90 градусов - это про болты м12. примечание если вы блок с болтами м12 накрыли 16-кл. головешкой тоже тянете 20-80-доворот на 90 гр. один. два доворота этой гбц точно не к чему. далее блок с болтами м10. тянется по мануалу 20 нм. плюс два доворота по 90 градусов. второй доворот делаю 60 градусов. чую что 90 многовато. пока проблем нет.
16кл ГБЦ с болтами М12 тяну всегда 20- 80 - 100 атмо.
Для турбо 20- 80 - 115.
Без всяких доворотов.
Стальная прокладка.

М10 болтов у меня в жизни не было.
Я и сейчас собираю себе атму, но блок перерезал на М12.

конечно доворот в 135 градусов очень много возможно в мануалы ошибка закралась и надо не 135 градусов а 90. но это только для 120 болтов . другие могут уже на 90 поплыть.
Ну у меня так и получилось примерно,
только не 90, а 80гр. доворот.
хотя 10 гр роли не сыграют думаю.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
23.11.2018
Сообщения
439
Лайки
61
#4
Довороты, это идиотизм. В результате на всех болтах разный момент. И самое главное, доворачиватель не сможет ответить, какой.
 

aleksey55

Завсегдатай
Регистрация
10.06.2013
Сообщения
791
Лайки
50
#5
Сейчас попробовал два болта в 50 закрутить.
Потом открутил, посмотрел.
Болты выдержали, не растянулись.

И еще: на новых шатунах резьбы были смазаны какой-то смазкой,
предполагаю, что молибденосодержащей (по запаху судя).
 

aleksey55

Завсегдатай
Регистрация
10.06.2013
Сообщения
791
Лайки
50
#6
Довороты, это идиотизм. В результате на всех болтах разный момент. И самое главное, доворачиватель не сможет ответить, какой.
Ну если ключ с "будильником" (читай со стрелкой),
а не с трещоткой,
то в принципе сможет.
 

kapri

Абориген
Регистрация
12.04.2012
Сообщения
4,936
Лайки
693
Адрес
тольятти
#8
Модеры, перенесите это в Фак какой нибудь. А то инфа потеряется
 

aleksey55

Завсегдатай
Регистрация
10.06.2013
Сообщения
791
Лайки
50
#9
В общем, далеко не все болты могут выдержать 50 Нм,
но 45 держат.
И если от 20 Нм доворачивать 90гр.,
то у меня как раз 50 Нм и выходит.
То есть доворачивать все-таки надо 80 гр.
 

piranie

Новичок
Регистрация
22.03.2018
Сообщения
2,314
Лайки
872
#10
В общем, далеко не все болты могут выдержать 50 Нм,
но 45 держат.
И если от 20 Нм доворачивать 90гр.,
то у меня как раз 50 Нм и выходит.
То есть доворачивать все-таки надо 80 гр.
вот и я про то же по любому в мануале ошибка. что будет если их на 135 градусов довернуть им хана. а 90 градусов я так предположил. у нас все мануалы любят 90 градусов - прямой угол ловить лучше всего.
 

Maxi

Старожил
Регистрация
07.01.2008
Сообщения
15,312
Лайки
3,028
Адрес
Москва
#11
Довороты, это идиотизм. В результате на всех болтах разный момент. И самое главное, доворачиватель не сможет ответить, какой.
поржал - а че на всех болтах разный шаг резьбы или длинна резьбовой части разная?
идиотизм как раз тянуть моментом - весь нормальный крепеж тянется на заданное удлинение.
 
Регистрация
23.11.2018
Сообщения
439
Лайки
61
#12
поржал - а че на всех болтах разный шаг резьбы или длинна резьбовой части разная?
На заводах, все двигатели собираются, с затяжкой по моменту, а не по доворотам. Я исхожу из этого.
 

Maxi

Старожил
Регистрация
07.01.2008
Сообщения
15,312
Лайки
3,028
Адрес
Москва
#13
На заводах, все двигатели собираются, с затяжкой по моменту, а не по доворотам. Я исхожу из этого.
На заводах все болты из коробки с завода болтов - новые, и детали стягиваемые - новые. Ты можешь исходить из чего угодно но в сервисах болты б/у разной степени смазанные и не смазанные с поверхностями с повреждениями. а это принципиально разные моменты затяжки. Удлинение же гарантирует конкретное усилие - а доворот конкретное удлинение - ибо это подъем по шагу резьбы.
 
Регистрация
23.11.2018
Сообщения
439
Лайки
61
#14
На заводах все болты из коробки с завода болтов - новые, и детали стягиваемые - новые. Ты можешь исходить из чего угодно но в сервисах болты б/у разной степени смазанные и не смазанные с поверхностями с повреждениями. а это принципиально разные моменты затяжки. Удлинение же гарантирует конкретное усилие - а доворот конкретное удлинение - ибо это подъем по шагу резьбы.
Я знаю, что все болты должны быть закручены с одинаковым моментом, а не с учётом растянутости. Одинаковый момент обеспечивает одинаковую силу прижима. Это обеспечивает динамометрический ключ. Тем более не понятно, если " разной степени смазанные и не смазанные с поверхностями с повреждениями" , как можно выдержать силу прижима, без динамо ключа.
 

Maks1

Пользователь
Регистрация
21.07.2014
Сообщения
136
Лайки
0
#15
Сила прижима будет выдержана самим болтом,т.к он[болт] будет более не притягивать поверхности ,если доведен до нужного момента ,но вытягиваться[течь],и притянет если не доведен ключом ввиду противодействия каких-либо факторов(не смазан,плохая резьба).