Двигатель — самый большой двигатель в мире для самых больших машин:
Самые большие двигатели внутреннего сгорания производит финская компания Wartsila.Назначение этих двигателей вполне очевидно: они призваны обеспечить экономный и долговечный привод для самых больших в мире кораблей – контейнеровозов и танкеров.
Wartsila производит линейку рядных двухтактных дизелей с турбонаддувом RTA96-C. Поставляемые модели отличаются лишь количеством цилиндров, при этом остальные конструктивные особенности у них весьма схожи. Единичный цилиндр самого большого двигателя имеет диаметр 0,960 метра, а ход поршня – 2,500 метра. Итоговый рабочий объем такого цилиндра получается огромным – порядка 2 тысяч литров. Из таких «модулей» собираются 8 -12 цилиндровые двигатели.
Но есть и рекордный 14 – цилиндровый двигатель. Его можно смело называть самым большим в мире дизельным двигателем внутреннего сгорания. Вес двигателя Wartsila-Sulzer 14RTA96-C составлет 2300 тонн, из которых 300 тонн приходится на коленвал. Длина - 26,7 м., высота - 13,2 м.
В качестве материала применены чугун и сталь, что объясняется тем, что использование алюминиевых, титановых и магниевых сплавов сделало бы двигатель невероятно дорогим. Мощность монстра составляет 108,920 л.с., и этот табун в 1-2 тысячи раз больше, чем тот, что скачет под капотом Вашего автомобиля. Суммарный рабочий объем самого большого двигателя составляет 25,480 литров.
Если разделить количество лошадок на объем, то получится 4,27 л.с. с одного литра. Но, позвольте, ведь под капотом моей машины снимаются все 80-100 л.с. с каждого литра объема. Да, это действительно так, однако в Вашей машине используется бензиновый, или дизельный двигатель, питаемый высокооктановым топливом. В судовых же дизельных двигателях применяется низкоэнергетическое тяжелое моторное топливо с консистенцией наподобие мазута.
А кроме того, эти двигатели малооборотистые – 100 оборотов в минуту против 3000-6000 оборотов для легковых двигателей. Такая «неспешность» позволяет двигателю нормально производить газообмен с окружающей средой, снижает скорость движения поршня, а значит, повышает КПД установки в целом. А это и есть самое главное для морских грузоперевозок, ведь там счета на «заправке» исчисляются сотнями тысяч долларов. Поэтому и КПД этих двигателей также самый большой в мире – 50%. Ни на одном серийном двигателе не достигалось лучших показателей.
Любопытно, что в компании уже поговаривают о следующем шаге – сборке 18-цилиндрового мега-мотора. В случае своего появления на свет, этот двигатель снова отдаст пальму первенства в создании самых больших двигателей компании Wartsila.