Главный параметр диаграммы работы вала в математическом смысле - это площадь (интеграл) под кривой диаграммы. В физическом смысле - это время*сечение. Время - это фаза, сечение - это подъем, но не максимальный, а выше определенного значения на диаграмме, при котором сечение клапанной щели уже довольно хорошо обеспечивает продувку.
Проще один раз показать, чем 10 раз объяснять.
На графике приведены две диаграммы.
Если отталкиваться от того, как у нас все привыкли указывать фазу (я это называю по методике Нуждина
), то синяя диаграмма принадлежит валу, у которого фаза на 40 градусов шире, чем у вала с красной диаграммы.
Но если мы посмотрим на ширину фазы по уровню 8 мм подъема, то окажется, что у красного вала по этому уровню фаза шире.
Это достигается за счет того, что "красный" вал открывает и закрывает клапан быстрее, чем "синий".
На практике это чревато повышенными нагрузками на ГРМ, в результате которых крошатся кулачки, разбиваются седла и сухари, при этом ГРМ работает шумно (10.7 стольники кстати этим славятся). Зато при этом все валит лучше, чем на аналогичных валах, но повышаются требования к качеству вала, его обработке, кинематике ГРМ (массу-жесткости пружинок).
Нуждин напротив делает валы аккуратнее, с его качеством заготовок в былые годы (не знаю как сейчас) по-другому и не получилось бы, и даже при этом валы сыпались.
Отдельно стоит упомянуть Рожкова и его валы, начиная с Уфы (Мастер-мотор), и заканчивая двумя "ОКБ" - двигатель и динамика.
Его валы всегда славились бесшумностью работы и довольно скромной заявленной фазой при довольно больших значениях перекрытий, и при этом хорошо едут.
Во-первых - это потому, что фаза заявляется не от нулевого подъема клапана, а с учетом просадки гидрика (0,05).
Во-вторых - в отличии от ширпотреба, профиль вала не был тупо слизан с "peugeot motorsport", и не сделан абы как, лишь бы не обсыпался.
Короче - не все валы одинаково полезны, но в принципе все более-менее едут.
Для среднестатистического сракера нет необходимости запариваться над этими нюансами, для него главное стоимость, ну и чтобы вал кинуть в башку ничего не пиля, и с жесткостью и преднатягом пружинок при этом не заморачиваться.