Узнать есть сажевый или нет не просто, а очень просто. Надо открыть капот и посмотреть что там после турбины с правой стороны. Если просто труба вниз, то нету, если овальная банка с трубочками и шлангами вокруг - то есть. Бывает еще частный случай, банка без трубочек))) Если авто сделано в россии, то его 99% нет, если европа, то есть.
Делать там особо нечего. Можно снять воздушную заслонку и промыть ее хорошенько, промыть короткий патрубок ЕГР, который эту заслонку сажей поливает и развернуть его на 180гр, если этого никто еще не сделал раньше. Вроде с этой процедурой еще прошивку обновляли, надо проверить. Если делать аккуратно, то можно все на старых прокладках собрать.
Также можно заглушить ЕГР, но это рискованно, тк после горе чиповщиков бывает проблем только прибавляется.
Если руки чешутся, то можно снять радики и кулер и промыть все как следует. Следить за топливным фильтром и коробкой. В остальном лучше не мешать машине работать, если что произойдет, то либо чек просигналит, либо другие явные признаки будут: потеря мощности, стуки, шумы.