2.3. Микропрофилирование внутренней поверхности цилиндра
Применение детерминированной топографии (микрорельефа) на сма-
зываемых трущихся поверхностях с целью повышения задиростойкости из-
вестно достаточно давно [49]. Чаще всего это регулярный (имеющий посто-
янный шаг) рисунок, представляющий собой совокупность канавок и пло-
ских участков. Термины, а также шаго-высотные параметры микрорельефа
регламентируются для отечественных производителей рамками ГОСТ 24773-
81 [68].
В случае ДВС микрорельеф чаще всего наносят на внутреннюю по-
верхность (зеркало) цилиндра, реже – на наружную поверхность поршня.
Удивительно, но природа или механизм действия микрорельефа по сниже-
нию опасности задира, интенсивности изнашивания и трения сопряженных
деталей до сих пор далеко не очевидны. Видимо, для большинства исследо-
вателей вполне удобна общепринятая ссылка на то, что нанесение микро-
рельефа вызывает повышение так называемой маслоемкости поверхности.
Мало того, что этот термин, не имеющий строгого определения (встречаю-
щееся «способность поверхности удерживать определенное количество мас-
ла» - ближе к определению гидрофильности или адгезии поверхности), весь-
ма спорный по применимости [69] и по размерности (мм3/см2), он совершен-
но не объясняет проявление указанных выше положительных эффектов ни с
позиций физики, ни с позиций гидродинамики.
Так, во-первых, увеличение количества масла на зеркале цилиндра
ведет к росту его расхода в результате механического выброса, выгорания и
испарения, что и подтверждают многочисленные эксперименты по оценке
расхода масла на угар. Во-вторых, рост местной толщины масляного слоя в
зазоре «поршневое кольцо-цилиндр» должен бы вызывать пропорциональное
кубу этой толщины падение ГНС, т.е. увеличение интенсивности контакти-
рования деталей, вызывающей не снижение, а, наоборот, увеличение как тре-
ния, так и изнашивания.
В этой связи неудивительно, что практически все текущие исследова-
ния в области микрорельефа ставят и решают сугубо технологические зада-
чи:.....