Кими Райкконен покинет Ferrari в конце сезона, уступив место Шарлю Леклеру. Олег Карпов считает, что решиться на подписание контракта с монегаском Скудерию заставил Себастьян Феттель – точнее, его выступления в текущем чемпионате.
Это, конечно, очень сильный ход. Потому что им одним – тут вполне уместно слово «рокировка» – Ferrari умудрилась убить двух зайцев, сохранить коз и дать насытиться волкам.
Мне представляется, что на самом деле окончательно к решению Ferrari все-таки заменить Кими Райкконена на Шарля Леклера подтолкнуло даже не желание исполнить задуманное Серджио Маркионне, а последние гонки текущего сезона – если конкретнее, то последние гонки в исполнении Себастьяна Феттеля.
Мы долгое время считали, что главная причина, по которой Ferrari выгоден Кими, состоит в том, что его аполитичность и безразличие к любым формам подковерной возни позволяет сохранять в команде хорошую атмосферу – что, как следствие, гарантирует комфорт ее лидеру. А это, как мы полагали, помогает ему находиться на пике.
Именно этим, по сути, было принято объяснять наличие Кими в команде, даже несмотря на очевидную разницу в скорости по сравнению с Феттелем – тем, что он выгоден Себастьяну с его тонкой душевной организацией. «Дайте ему быструю машину, статус первого номера, удобного напарника – и он принесет результат», – считали если не все, то многие.
Просто теперь оказалось, что все это не является гарантией того, что Себастьян не будет ошибаться.
Подписание контракта с Леклером – еще не признание того, что Феттеля в команде уже не рассматривают в качестве лидера. Нет, он все еще первый номер Скудерии и ее главная надежда на титул. В конце концов, сколько бы его не костерили, он все равно и быстрее, и надежнее Райкконена. С ним Ferrari всегда знает, что если машина будет способна бороться за победу, он за нее поборется.
Но текущий сезон складывается таким образом, что Ferrari уже и правда пора бы задуматься о том, нельзя ли найти кого-то побыстрее и понадежнее. Мы пока, в сущности, еще не понимаем потенциала Шарля. Его титулы в GP3 и Формуле 2, его дебютный сезон в Sauber позволяют говорить о том, что риски для Скудерии минимальны. Леклер не провалится. Он вряд ли будет хуже Кими. Возможно, поначалу не так стабилен и спокоен, но это обязательно придет.
Шарль Леклер
Фото: Andrew Hone / LAT Images
Будет ли он так же быстр, как Феттель? Этого сейчас не знает никто. Но Себастьян сам дал Ferrari повод задуматься о том, столь ли важен для нее его личный комфорт. Потому что сейчас – даже в паре с Кими, с которым уровень давления внутри самой команды минимален – он ошибается. А если так, то и дорожить той самой атмосферой в коллективе причин уже меньше. Нет, атмосфера в команде все еще важна. Но не настолько, чтобы это оставалось одним из главных приоритетов.
Этот сезон Себастьяна дал Ferrari повод попробовать. Сейчас многие уже подсчитали, сколько именно очков в этом году Феттель проиграл Льюису Хэмилтону из-за своих ошибок. При желании можно сказать, что потерянных очков к настоящему моменту набралось под сотню. Это, возможно, чересчур пессимистичная оценка, но у Себастьяна точно было всё, чтобы к окончанию европейской части сезона лидировать в чемпионате с хорошим отрывом.
Будь Феттель в этом году безупречен, в Ferrari, возможно, и оставили бы Кими еще на сезон. А потом и еще на один. Просто потому, что в таком случае в переменах вообще не было бы смысла. Приоритетом оставалось бы спокойствие Себа. Этим спокойствием было бы сложнее рисковать.
Лидируй сейчас Феттель в чемпионате, у Ferrari не было бы причин ломать то, что работает.
Дело не в Кими. Он не стал гоняться хуже. Возможно, даже чуточку лучше, чем в паре последних сезонов. Он не молодеет, но он все еще достаточно хорош, чтобы прикрывать тылы. При той модели, которую Ferrari использовала в последние годы – с Феттелем в роли лидера и Райкконеном в качестве сильного второго номера – сам Кими со своей задачей справлялся.
Дело и не в Шарле тоже. У Ferrari, в отличие от Тото Вольфа, нет проблем с тем, куда пристроить своих молодых пилотов. Леклер вполне мог еще год-другой просидеть в Sauber или Haas. Мы точно так же продолжали бы считать его перспективным – и продолжали бы гадать, на что он действительно способен.
Теперь понять, так ли Леклер на самом деле хорош, захотела Ferrari. Потому что повод для этого дал Феттель. Сейчас команде важнее узнать, способен ли Шарль заменить уже его самого в будущем. Оценить, способен ли он стать для нее лидером.
А Кими… То, что он остается – это здорово. Для Формулы 1, для Sauber, для болельщиков – мы еще два года будем постить мемы и смеяться над его репликами в переговорах по радио. Это здорово и для самой Ferrari тоже. Потому что в случае чего его даже можно позвать назад.
Может быть, и самому Феттелю это тоже пойдет на пользу.