Марка Lada покинула рынок ЕС из-за экологических норм
В Европе Lada продавала классическую Ниву (4x4), Гранту (плюс Калину Cross, перед тем как модель была поглощена семейством Гранты) и Весту (включая SW Cross).
Автомобили Lada ушли с рынка Евросоюза. В марте дилерам были отгружены последние партии машин, а новых больше не будет. Об этом сообщила «Российская газета» со ссылкой на генерального дистрибьютора АвтоВАЗа в Европе Lada Automobile GmbH Deutschland. Официальная причина — ужесточившиеся нормативы по выбросам вредных веществ, в частности по углекислому газу. Среднее значение эмиссии по всем проданным легковушкам одной компании в 2020-м должно укладываться в 95 г/км, что для бензиновых моторов эквивалентно расходу 4,09 л/100 км.
У Лады нет моделей с расходом в четыре литра, нет серийных гибридов или электромобилей, которые могли бы снизить среднее значение расхода/выбросов по ряду. Превышение норматива означает штрафы. В виде опыта создавались гибриды на основе Калины и Гранты, а электрическая EL Lada удостоилась мелкой серии.
Представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский сообщил, что в отдалённой перспективе возвращение возможно, но когда и с какой моделью — говорить рано. В Lada Deutschland сомневаются в возврате из-за новой стратегии Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, в который входит и АвтоВАЗ. Согласно ей, Европа закреплена за Renault, а остальные участники Альянса могут там лишь запускать новые модели-клоны по схеме «лидер-последователь».
Базовый седан Vesta c «механикой» и 102-сильным мотором стоит в Германии от 12 490 евро (962 800 рублей). Скромно, но и не слишком бюджетно. Это немного дороже базового переднеприводного паркетника Dacia Duster со 100-сильным мотором (11 790).
Дилеры Лады в ЕС распродают запасы и думают над переключением на иные марки. Так, Lada Deutschland переходит сейчас на китайские BAIC и JAC. Для АвтоВАЗа это, конечно, удар, в большей степени репутационный. Ведь Лады шли на экспорт, в том числе в Западную Европу ещё со времён СССР. К 1990-му доля экспорта в продукции Тольятти выросла до 25%. Потом в экспорте были и спады, и новые подъёмы. Но пропорции уже совсем иные. Так, в 2019 году Lada реализовала в России 362 356 автомобилей, а на экспорт (по всему миру) отправила около 50 000 (12% продукции), из них 5552 машины ушло в Европу. Последнее число означает 0,04% европейского рынка, тогда как в 1997 году за Ладой в ЕС было 0,11% рынка (продано 14 327 Лад). Лидируют же в структуре экспорта Лады Беларусь и Казахстан.