Рассказ третий. Семь лет без побед
Я один из самых старых гонщиков чемпионата GT3, ведь участвую в нем с момента основания. Моими партнерами были Максим Мартан, Фил Кин (английская пресса именно его называет Стигом), Марко Мапелли (заводской пилот Ламборгини, установивший максимум рекордов бренда на Нюрбургринге), Патрик Куйала, владелец TF Sport Том Фэрри, и многие другие. А вот команд было всего семь, и в итоге я вернулся к тем, с кого и начинал — Barwell Motorsport.
Полный размер
В 2011 году я пообещал выступать с Barwell Motorsport, но за месяц до сделки поменял свое решение из-за весьма соблазнительного предложения от чешской команды Gravity Charouz Racing. Мы ехали на Mercedes Benz SLS AMG GT3, но сезон получился чудовищным: команда, потратившая колоссальный бюджет, решила сэкономить на гоночном инженере. Я чудом оказался на подиуме в одной гонке, все остальное время финишировал глубоко за пределами десятки. 2012 и 2013 годы были для меня довольно проходными, а вот в 2014 году я вновь подписал контракт с Barwell. Два сезона мы с ними откатали на BMW Z4, в том числе и в European Le Mans Series. В 2015-м вновь сосредоточились на Blancpain GT Series, а в 2016-м заключили контракт с Lamborghini.
Мы откатали на Lamborghini три года, и вновь выбрали именно их, потому что уже умеем с ними работать, и у нас есть все оборудование. Так что в следующем году защищать свой титул в классе АМ я буду на Lamborghini.
Полный размер
Последние семь лет мне было тяжело психологически из-за отсутствия побед. Мотивация падала, но я не сдавался. Этот год стал для нас и нашей команды Barwell абсолютно фантастическим. Мы долго шли к этому успеху и, наконец, доказали, но что способны! В этом сезоне мне фартило так, как никогда прежде. Команда не подводила, техника выдерживала, напарники ехали как надо. В итоге мы четыре раза поднимались на подиум, в том числе дважды — на первое место, включая знаменитый 24-часовой марафон в Спа. Из 24 часов мы в общей сложности лидировали 22 часа, при том, что наш главный был быстрее нас на секунду с круга. Но помимо скорости в гонках нужна еще удача и мозги, а не только быстрая машина. И в итоге мы везли им пять кругов.
На самом деле в каждом классе есть несколько экипажей, буквально три-четыре, которые реально сражаются за лидерство. Остальные — это просто номера, которые вышли покататься. И вот в сражении за лидерство команды используют любые средства.
Рассказ четвертый. В автоспорте все мухлюют
Наверное, нет ни одной команды-лидера, которая бы не старалась обойти правила и регламент. То же самое происходит и в Формуле 1, и в чемпионате по гонкам на выносливость — и даже в национальных соревнованиях, в том числе и в российских. Вопрос в том, насколько ты грамотно это делаешь.
Полный размер
Вот вам хороший пример: в 2016 году на гонке 24 часа Спа были внезапно пересмотрены результаты квалификации, лучшие времена шести экипажей на Mercedes — аннулированы, каждый из них получил еще по пять минут штрафа stop-and-go, а пилотов обвинили в неспортивном поведении, так как они знали об этих нарушениях. Знаете почему? Они стали играть с variable cam timing — это контроль времени открывания клапанов, что категорически запрещено регламентом. А для того, чтобы их не поймали, поставили дополнительную плату, которая обманывала контроллер организатора. Но когда все шесть Мерседесов оказались на 0,5 секунды быстрее остальных машин, организаторы заподозрили неладное, вскрыли машины и обнаружили обман.
Примерно тем же самым занималась и команда GRT Grasser Racing Team; их тоже поймали. В этом году на гонке 24 часа Спа был дисквалифицирован с суперпоула экипаж команды Audi Sport Team WRT — за модификацию воздушного впуска.
Полный размер
Но, конечно, самая невероятная история произошла в этом году на Нюрбургринге. Пилот команды Grasser Кристиан Энгельхарт лидировал в последнем стинте перед финишем и должен был победить, когда выяснилось, что он неправильно пристегнут и за это наверняка дадут штраф. Никто не знает, о чем он говорил по радио с командой, но закончился этот разговор тем, что Энгельхарт остановился после клетчатого флага, отстегнул ремни, снял перчатки, достал карту памяти из видеорегистратора и разломал ее. К сожалению, он забыл в этот момент, что в машине стоит еще и вторая камера, которая засняла весь этот процесс. Были большие неприятности.
Рассказ пятый. Подгоревшие ступни
Ле-Ман есть в моем списке важных дел, но не на первом месте. Ле-Ман очень переоценен, и прежде всего — с финансовой точки зрения. Из пока нереализованного — Дайтона 24 часа, Petit Le Mans и Sebring. Батерст 12 часов — самый интересный для меня и самый сложный. Для него мне пока не хватает тренировок, нужно плотно заняться гонками, ехать весь сезон, и только после этого отправляться туда.
Полный размер
Знаете, как в Европе тренируют пилотов? Берут самую обычную гражданскую машину, какой-нибудь Форд или Опель, и вывозят на трек. Задача пилота — заставить ее ехать быстро. А для этого нужно найти правильный баланс. И происходит вроде все медленно, но любая небольшая ошибка стоит гигантских потерь во времени, потому что в быстрых машинах эту ошибку можно быстро исправить, а здесь — нет.
На самом деле — разница между мной и суперпрофессиональным пилотом — крохотные десятые или сотые в различных поворотах и сложных участках. Проблема в том, чтобы собрать быстрый круг, минимизировав эти потери.
Гонки для меня это не адреналин, потому что адреналин выделяется в каких-то чрезвычайных ситуациях. Я получаю от гонок дофамин — это такой гормон счастья, настоящий наркотик. Даже боль не замечаю, а через боль приходится ехать довольно часто. Из-за роста я постоянно упираюсь в Ламборгини коленом в стенку капсулы и потом не могу выпрямить ногу. А однажды у меня ступни подгорели в Aston Martin: педали перегрелись так, что даже ботинки не спасли.
Полный размер
Если бы мне несколько лет тому назад задали вопрос, кто я в большей степени — гонщик или бизнесмен, я бы ответил однозначно. Сейчас все стало немного другим: раньше я жаждал только побед, сейчас научился не ставить перед собой недостижимых целей, потому что в итоге получаешь только разочарование. Гонки перестали быть самоцелью, но они дают мне ощущение сбалансированного центра моего счастья. Но я могу сказать, что автоспорт для меня — это вечная история. Пока есть возможность участвовать, я никогда не остановлюсь.