С 1 июля жизнь любителей праворульных иномарок станет намного сложнее.
Первое и главное. С 1 июля 2019 года на территорию России нельзя будет ввезти никакие праворульные микроавтобусы и автобусы, у которых количество мест более восьми (вроде Toyota Granvia). Также под запрет попадают грузовики и спецтехника — то есть знаменитые японские самопогрузчики, или проще говоря «воровайки», оказались вне закона.
Те категории транспорта, включая легковушки, которые не попали под прямой запрет, будет намного сложнее легализовать. Таковы новые требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Все ввозимые транспортные средства отныне будут должны проходить индивидуальную сертификацию для получения свидетельства «О безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС). Проще говоря, для легализации «праворульки» предстоит пройти ту же процедуру, что для регистрации незаводского тюнинга.
СБКТС — это документ, который подтверждает качество отдельно взятого автомобиля, его соответствие стандартам технического регламента. Данный сертификат является обязательным — его требует таможенная служба, а выдают — специальные аккредитованные лаборатории, куда нужно обращаться перед посещением таможни.
Механизм устроен так. Автомобиль нужно отвезти экспертам из вышеупомянутой аккредитованной лаборатории, которые проведут комплекс испытаний. Если автомобиль успешно пройдёт тесты, организация выдаст заключение, что машина пригодна для дорог общего пользования. Нет — значит, эксплуатировать машину нельзя.
Совершенно точно, что иномарку из Японии или Англии лаборатория завернёт из-за левосторонней оптики — то есть покупателю «праворульки» перед тестом придётся поставить правильные фары, отрегулированные под правостороннее движение.
Это значит, что выбор моделей существенно сократится: привозить будут только те, у которых есть европейские или американские аналоги, чтобы иметь возможность подобрать «правильные» фары. И сами фары — удовольствие, мягко говоря, недешёвое (за пару придётся отдать минимум 15-20 тысяч рублей, плюс установка).
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОПИСАН ПРЕДЕЛЬНО ЧЁТКО:
1. Подача заявки и прилагаемых документов для рассмотрения аккредитованной испытательной лабораторией;
2. Принятие лабораторией решения по заявке (срок принятия решения — 3 рабочих дня);
3. Идентификация единичного транспортного средства (выполняется на площадке лаборатории);
4. Проверка выполнения требований посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаний;
5. Подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства;
6. Оформление свидетельства «О безопасности конструкции транспортного средства»;
7. Передача свидетельства «О безопасности конструкции транспортного средства» заявителю.
Оформить документы по фотографиям машины нельзя — без посещения лаборатории это запрещено. При этом список аккредитованных лабораторий на текущий момент состоит всего из 15 пунктов: да-да, на всю страну приходится только полтора десятка организаций, которые могут выдать необходимое заключение.
Как ранее писал VL.ru, лабораториям, чтобы выдавать СБКТС по новым требованиям, необходима значительная модернизация — оборудовать смотровые площадки, разгонные полосы, испытательные стенды и прочее. Это стоит около 30 млн рублей, что, разумеется, отразится на итоговой стоимости сертификата.
Пока такая лаборатория – одна на весь Дальний Восток. При этом стоимость получения документов только за последний месяц выросла вдвое: с 5 до 10 тысяч рублей. Какими будут расходы на получение бумаг после 1 июля, предсказать не берётся никто...
Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод. Власти напрямую не запрещают правый руль, но прикладывают максимум усилий, чтобы условный житель Дальнего Востока всерьёз задумался: «А надо ли мне проходить все эти круги ада, чтобы привезти праворульную Toyota или Mitsubishi?»