Роботы скоро смогут заменить реальных пилотов в дрэг-рейсинге!
Интересную статью сегодня в бортовике
Toyota Supra PRO - MOD разместил Денис Гончаров.
Электроника для супры
Всем привет!
Сегодня решил немного рассказать о старте автомобиля.
Наверно все вы смотрели как едут дрэгстеры класса TOP-FUEL.
Быстро, даже очень быстро. Но меня больше всего интересовала реакция на старте. У всех она в пределах 0.1 сек.
Мы с Вами знаем, что в дрэге старт — это одна из самых важных вещей. Поэтому на старте спать просто не позволительно! когда на финише ты идешь с оппонентом "крыло в крыло" и результат разнится в доли секунды — допустить задержку в 0.5 сек — равноценно провалу. Ну и вспомните, как плотно располагаются времена в сетке заездов после квала — это говорит о том что по чистому времени машины примерно равны и многое зависит от реакции на старте!
Немного расскажу о том, как трогается со светофора дрэгстер.
Многие знают что большинство машин нашего класса имеют автоматическую коробку передач — это существенно упрощает саму процедуру старта. Не вдаваясь в устройство автоматов — могу сказать что все мы, трогаемся с места, отпуская кнопку на руле. Эта кнопка называется ТРАНСБРЕЙК! Другими словами блокировка трансмиссии. В корпусе АКПП сверлится отверстие и устанавливается электрический соленоид, который механически одновременно с первой скоростью включает занднюю. Выехав на старт включена скорость D, подъезжаем к светофору и нажимаем кнопку на руле, машина встает как впоканная, выжимаем газ на полную и ждем зеленого света. Увидив его, банально отпускаем кнопку и валим…
Вот тут то нас и осинила мысль! А что если сделать систему автостарта? Впринципе ничего сложного нет!
Нужно будет в цепь соленойда трансбрейка "врезать" еще один контакт, который будет замыкаться и размыкаться по определенной команде! Другими словами — мы приехали на старт, механической кнопкой на руле нажали трансбрейк, заблокировали коробку и тут же его отпустили — т.е запустили ситему автостарта! При включении зеленого света — этот контакт должен мгновенно разомкнуться и машина поедет с задержкой близкой к 0!
Думать долго как заставить срабатывать этот контакт не пришлось. вариантов было не много — самый подходящий — это привязаться к самому светофору, вернее к зеленому свету на "елке". нужно установить на лобовом стекле фотодатчик, который будет реагировать только на зеленый свет светофора и давать сигнал на саму систему автостарта и выключать транстбрейк! Единственная сложность — чтобы правильно сосканировать именно зеленый свет а не желтый! Ну это в принципе не проблема. каждый свет, как мы уже учили в школе имеет свою длину волны. Открываем справочник по физике в разделе оптика и находим что (лямбда)-длинна волны зеленого цвета равна 0.0147 мкс.
Теперь осталось разработать спектральный анализатор, который сможет различать длинны волн.
к сожалению он получился довольно громоздкий —
Но первые испытания доказали что это будет просто прорыв в мире дрэга, вернее переход на новый, более качественный уровень старта, а лишние 14.7 кг, которые весит блок управления нам не помеха! Задержка времени была равно времени срабатывания реле на трансбрейке и была близка к нулю, вернее 0.00741 сек — это время тратится на перемагничивание обмотки релюхи! ОГО! Мы были просто ошеломлены такими результатами! Начали проводить еще эксперименты — все шло как мы и рассчитывали — время реакции не превышало 0.0089 сек! Но проблема пришла оттуда, откуда мы ее не ждали… Когда мы уже были готовы свернуть наши опыты — кто то предложил испытать все в условиях, приближенных к настоящим — поставить настоящий светофор от телеметрии (мы его сделали в прошлом году и многократно использовали на тестах), всю систему автостарта установили на супру, поставили фотодатчик
на каркас изнутри и включили его перед машиной чтобы в последний раз убедиться в надежности системы.
Но вдруг начали твориться чудеса! СИСТЕМА ПЕРЕСТАЛА РАБОТАТЬ! Вернее она работала, но все время срабатывала на желый свет! МЫ ПРОСТО НЕ МОГЛИ ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ! Буквально час назад она работала лежа на столе в помещении лаборатории, сотни раз включалась как положено, а после установки на машину перестала работать? Скажу вам честно в чудеса мы не верим… начали искать причину ложного срабатывания.
До полуночи мы пытались найти проблему! Сначала проверили все схемы соединения… Затем фотодатчик … Потом вызвонили все цепи управления… Ничего не менялось… система срабатывала на желтый.
Ближе к утру уже на все плюнули, выкатили машину из сервиса на улицу и как говорят — "психанули", решив что машине не хватает "воздуха " и она хочет погулять))))) И ВСЕ ЗАРАБОТАЛО! Мы уже не могли смеяться и просто как каменные смотрели друг на друга… Причину надо искать в сервисе…
И МЫ ЕЕ НАШЛИ!
Решить нашу проблему помогли уроки рисования за 2 класс. Я думаю все наверно помнят, что если взять акварельные краски желтого цвета и смешать с синими — то получит ЗЕЛЕНЫЙ цвет! ВСЕ ПОМНЯТ ЭТО?
Так вот, все время, после того как мы установили систему автостарта на машину и стали ее тестировать со светофором, наша супра стояла в сервисе рядом с Янкиной хондой — а ОНА СИНЕГО ЦВЕТА!
Желтый свет отражаясь от Янкиной машины — становился ЗЕЛЕНЫМ! Вернее фотодатчик его воспринимал как зеленый… Стоило нам просто накрыть чехлом синюю хонду — все встало на свои места!
ОЙ, блин, друзья, как мы потом ржали…
Итог — Системе автостарта быть! Теперь наша задержка на старте будет не более 0.002 сек!
ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ В ЗАЕЗДЕ РЯДОМ НЕ ВСТАЛА СИНЯЯ МАШИНА!
.....................
А мы в свою очередь присоединяемся к Денису и поздравляем всех людей не равнодушных к дрэг-рейсингу с первым апреля!)